Но собственно сонатного allegro мы
Но собственно сонатного allegro мы среди них не обнаружим. Нередко применяется старосонатная схема. Порой возникают внутренние контрасты в пределах части, но они не достигают уровня образно-тематических противопоставлений.
Скрипичные сонаты уже по своим исполнительским средствам более камерны, нежели концерты. Начало цикла с медленной выразительной части, то есть по преимуществу с лирики, тоже вносит существенное отличие сонаты от концерта, блестящего и виртуозного с первых же тактов (пример 108). Особую задачу выдвигало перед композитором сочетание двух быстрых частей подряд. Далеко не всегда движение убыстрялось от начала к концу цикла. Наряду с последовательностью Grave — Allegro — Presto можно встретить в сонатах Тартини и такой порядок частей: Affettuoso — Presto — Allegro. В последних (или аналогичных) случаях стремительная средняя часть порой предсказывала будущее скерцо — то ритмически острое, живое и импульсивное, то порывисто-вихревое.
Одна из известных скрипичных сонат Тартини (g-moll, op. 1, № 10) получила название «Покинутая Дидона». По-видимому, характер ее выразительности ассоциировался с этим трагическим образом, хорошо известным в современной композитору поэзии и особенно в опере. Первая часть сонаты, Affettuoso, проникнута лирической печалью, поднимающейся до патетического высказывания (пример 109). Но эта основная тематика слегка оттенена вторжением совсем иного эпизодического материала — легких, светлых, словно шуточных, коротких, отрывистых пассажей. С большим размахом написано следующее далее Presto — смелое, сильное, действенное в своих стремительных пассажах — и при этом носящее темный, трагический отпечаток (пример 110). За ним идет финал, в известной мере рассеивающий это напряжение: в характере жиги с красивой пластичной мелодией (пример 111).
Несколько иное понимание цикла находим в известнейшей сонате Тартини, прозванной «Дьявольской трелью» 4. В первой
4 С легкой руки французского мемуариста, астронома Ж.
Содержание Назад Вперед