История западноевропейской музыки до 1789 года



         

История западноевропейской музыки - стр. 176


Клавирная музыка Генделя лишь отчасти соприкасается с органной — более всего через полифонические жанры. Не слу­чайно композитор обозначает издание 1735 года «Шесть фуг или импровизаций для органа или харпсихорда» (то есть клаве­сина). Но основной формой клавирных произведений у него является сюита, хотя он пишет для клавира и фантазию, и кап­риччо, и сонату, и вариации разного типа. Клавесин — в боль­шой мере инструмент салонного и домашнего музицирования, а также учебных занятий: вероятно, легкие клавирные пьесы Ген­деля и во всяком случае его «Leçons» возникли с инструктив­ным назначением.

В сочинениях Генделя, как убедительно доказывают историки клавирной музыки, органически скрестились и самостоятельно

132

претворены воздействия немецкой, итальянской и французской творческих школ. Раньше всего он воспитывался в традициях немецкой музыки — Цахау, Кунау, Пахельбеля, из более ранних образцов — Фробергера. Это видно, например, по его маленьким чаконам, где он варьирует короткую ясную тему много раз совсем в духе Пахельбеля. О том же говорят и подбор тради­ционных танцев в сюите, их фактура, их зачастую скромные — в сравнении с французскими — украшения. Стилем итальянской клавирной (и не только клавирной) музыки Гендель хорошо овладел, будучи в молодости в Италии, где состязался с Доменико Скарлатти. Гомофонные части его сюит, особенно когда они не ограничены движением танца, близки итальянской инструмен­тальной (в том числе и скрипичной) музыке предклассического этапа. Быть может, в сюитах Генделя, в интонациях, ритмике и орнаментике отдельных танцев проявляются и французские влияния. Но французской танцевальностью он вплотную заинте­ресовался позднее, в связи с артистами французского балета в 1734 году и созданием опер «Ариодант» и «Альцина». Присут­ствуют в клавирных сюитах Генделя и следы связи с тради­цией английских вёрджинелистов, в частности с их интересом к варьированию маленьких простых песенок. И все же клавир­ные сюиты Генделя в целом совсем не эклектичны и по общему облику отнюдь не совпадают с клавирными циклами итальянцев или французов.


Содержание  Назад  Вперед