История западноевропейской музыки до 1789 года


         

История западноевропейской музыки - стр. 105


Кон­церт не знает введения как особой подготовки к энергичной быст­рой части. Он начинается прямо с нее, с характерной, сильной, ударной главной темы. Таково мощное начало в Allegro концер­та E-dur (№ 1042). Его яркая и достаточно развернутая тема более всего определяет дальше весь характер музыки. В отличие от строго полифонических произведений, эта тема дается сразу (tutti) с полным сопровождением, а затем становится основой дальнейшего развития, причем Бах дробит ее, возвращаясь то к ее активному началу, то к интонациям второй ее части. Allegro в целом написано в форме da capo, но «наполнение» этой формы свидетельствует о признаках старой сонаты и даже о перераста­нии ее в сонату с разработкой. Помимо основной темы Allegro у tutti, солирующая скрипка выступает в эпизоде с мелодией (более краткой, цельной, подвижной и патетичной), приобретаю­щей тоже тематическое значение и проходящей в тональности доминанты (пример 21 а, б). Первая, главная тема возвращается неоднократно (как в рондо); вторая же проходит только два ра­за (второй раз в тонике). В средней части формы разрабатывает­ся по преимуществу «ударное», словно тяжелый пляс, начало главной темы (у струнного ансамбля на фоне «прелюдирования» скрипки), а затем в партии скрипки выделяются ее активные рит­мические ячейки. Эта тематическая разработка очень оживляет музыкальную ткань концерта и способствует утверждению тех образов жизненной энергии, радости, душевной бодрости, кото­рые предсказаны в самой его тематике.

Не отказывается Бах в скрипичных концертах и от полифо­нических приемов. Так, финал концерта G-dur фугированный, но не строго выдержанный. Концерт d-moll для двух скрипок но­сит несколько более полифонический характер (в сравнении с сольными концертами), что объясняется соревнованием двух со­листов. Но это не означает иной трактовки цикла и стиля изло­жения в целом. Остается в силе всегда и основной композицион­ный принцип цикла: ограничение тремя частями при общем ясном замысле крупного плана и однократности контрастов.


Содержание  Назад  Вперед