История западноевропейской музыки до 1789 года



         

История западноевропейской музыки - стр. 103


Центральной частью каждой сонаты в смысле активности развития и широты размаха становится фуга. Темы этих быстрых фуг несложны, ритмически

11 Известно, что ко времени Баха немецкие скрипачи владели уже известной традицией многоголосной сольной игры благодаря особому устройству дугооб­разного смычка и умению обращаться с ним.

79

энергичны, их сила — в динамике. И хотя фуги достигают боль­шого объема (до 354 тактов в третьей сонате), они не так стро­ги и тематически концентрированны, как на клавире, их интер­медии переходят в свободные пассажи, а целое затем скрепляет­ся отдельными проведениями темы. Однако и такие фуги сами по себе удивительны в исполнении на скрипке соло. Медленные части ладотонально выделены: B-dur в сонате g-moll, C-dur в сонате a-moll и F-dur в сонате C-dur. Они наиболее певучи и яс­ны в своем лирическом облике.

Шесть сонат для клавесина и скрипки — образцы нового по­нимания камерного ансамбля при равноправии участников. По­этому Бах и выписал партию клавишного инструмента (хотя и не заполнив средние голоса в быстрых частях). Все сонаты, кро­ме шестой, сходны по составу цикла: Adagio (или Lagro) — Allegro — Andante (или Adagio) — Allegro (или Vivace). Шес­тая соната состоит из пяти частей и начинается с Allegro. Все части равно значительны в цикле, будучи свободны от прямой танцевальности, но и — при известной полифоничности факту­ры -- не сводясь, однако, к фугам. Так изнутри полифоническо­го письма словно проступает постепенно гомофонный склад, при­чем мелодия начинает господствовать над другими голосами, что особенно заметно в медленных частях.

По сравнению со своими предшественниками и современника­ми Бах очень углубил образное содержание сонаты как молодо­го жанра и даже начал выравнивать стиль ее письма, высвобож­даясь из-под власти чисто полифонических форм. В результате сонаты оказались много менее характерными для него, чем ор­ганные фуги или «Хорошо темперированный клавир», они явно обращены вперед.


Содержание  Назад  Вперед